Адаптация
Как вообще происходит эта
самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?
Адаптация - это
приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик
несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и
новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций,
характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей
ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном
учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить
некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.
Во-первых, надо помнить, что
до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока
не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер
по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в
доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут,
поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро
адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение
вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и
эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают
страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и
проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной
адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях
приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым,
плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Кстати, мальчики 3-5 лет
более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они
больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для эмоционально неразвитых
детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной
привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше
ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он
будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт
такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом
скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может
не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Таким образом, чем более
развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К
сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести
к развитию невроза у ребенка.
Если адаптация к яслям или
детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям,
что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По
наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:
– в яслях - 7-10 дней,
– в детском саду в 3 года -
2-3 недели,
– в старшем дошкольном
возрасте - 1 месяц.
Конечно, каждый ребенок
по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда
нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно
чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию,
неуверенные в себе.
Осложняющим фактором
адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети
непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их
отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много
волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.
"Я все умею делать
сам!" Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад
Ребенок, который отправляется
в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками
самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать
руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами
и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с
ложки каждого из пятнадцати подопечных! С такой нагрузкой им не справиться даже
при наличии няни.
Надо сказать, что два года -
самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне
сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка.
Ведь недаром третий год жизни ребенка называют периодом, который проходит под
девизом: "Я сам!". Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то
делать самостоятельно - он только к этому и стремится, настойчиво и упорно,
решительно отстаивая свое право делать все без вашей помощи и получая огромное
удовольствие от достижения цели.
Как правило, родителям
двухлетних детей гораздо больше внимания приходится обращать на то, чтобы не
мешать ребенку быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент!
Именно сейчас, на третьем году жизни, ребенок может и должен овладеть всеми
навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и
раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с легкостью может научиться
убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду.
Вам трудно в это поверить?
Тем не менее это так, и более того: для достижения таких успехов вам вовсе не
обязательно прикладывать какие-то значительные усилия, кроме одного - не мешать!
Не хватать его за руки, не одергивать и не поправлять на каждом шагу, не
пытаться все сделать за него, потому что он "маленький и ничего не
умеет"!
На практике это, конечно, не
так уж просто. Прежде чем дитя научиться умываться, пол в ванной комнате не раз
и не два окажется залит водой. Самостоятельное одевание карапуза легко может
расшатать нервную систему мамы, особенно если сама она по темпераменту холерик
или сангвиник. И все - таки необходимо взять себя в руки, набраться терпения и
обращаться с ребенком осознанно, а не под влиянием импульса.
Планируя все свои дела,
заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от
особенностей поведения ребенка) "на самостоятельность". Не делайте за
ребенка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать
самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится
очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (причем эта помощь
должна быть обучающей: не "давай я сделаю сама!", а "посмотри,
это делается так"). С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с
которыми он определенно не может справиться: постарайтесь, чтобы карапуз пореже
испытывал ощущение собственного бессилия и почаще добивался успеха.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение
в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие
родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный
контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а
значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на
ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
Адаптация включает широкий
спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических
и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от
условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает
по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые
хотелось бы рассказать родителям.
Адаптация неизбежна в тех
ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и
требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может
адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда
человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким
образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда
человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства
среды;
в) избегающий стиль, когда
человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может
приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является
творческий стиль, наименее оптимальным — избегающий.
При этом различают три
степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
• легкая адаптация —
поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме
прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение
первого месяца посещения дошкольного учреждения; он не устраивает скандалов,
когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто,
хотя в период адаптации "срывы" все же возможны;
• адаптация средней тяжести —
сдвиги нормализуются в течение месяца(или 2-х), ребенок на короткое время
теряет в весе, есть признаки психического стресса. Малыш может периодически
"всплакнуть", но ненадолго. Чаще всего в это время заболеваний не
избежать.
• тяжелая адаптация длится от
2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может
наступить как физическое, так и психическое истощение организма. В этот период
у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды,
нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, капризы. Кроме
того, малыш очень часто болеет - (в данном случае болезнь нередко связана с
нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя
неуверенно, практически ни с кем не играют. Если родителям пустить ситуацию на
самотек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства. В
некоторых случаях нельзя будет обойтись без консультации специалиста, а если малыш
не адаптируется к новым условиям в течение года, возможно, - подумать о том,
чтобы прекратить посещать детский садик.
Для успешной адаптации важна
предварительная подготовка и время, выделенное на постепенное вхождение малыша
в коллектив. Немаловажен профессионализм воспитателя, его умение и стремление
наладить с ребенком контакт. И, конечно, очень значимыми остаются внимание,
любовь и поддержка родителей.
|